1. По всем вопросам можно обратиться по адресу: Customclubbelarus@gmail.com

История Ява (Jawa)

Тема в разделе "История мотоциклов", создана пользователем Stalker, 10 дек 2016.

  1. Stalker

    Stalker Админ Команда форума

    Сообщения:
    1.137
    Симпатии:
    436
    Баллы:
    83
    Адрес:
    Минск
    Ява (Jawa) — марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-надСазау (Чехословакия) одноимённым концерном. В советские времена мотоциклы jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.

    Название мотоциклов «Ява» не имеет ничего общего с островом "Ява". Оно является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. František Janeček) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява» в 1928 году, а в 1929 с конвейера впервые сошел мотоцикл Jawa-500 OHV 1929г.
    У него был четырёхтактный одноцилиндровый двигатель 498,7 см3 с полушаровой камерой сгорания и мощностью 13 кВт (18 л.с.). Двигатель был закреплен в двойной штампованной раме. У передней вилки был короткий ход и она была подрессорена листовой рессорой.

    У двигателя был сухой картер, циркуляционная смазка под давлением. С двигателем в одном блоке была трехступенчатая коробка передач управляемая ручным рычагом. Заднее колесо приводилось валом с упругим соединением. Задний наружный ленточный тормоз тормозил приводной вал. На обод колеса монтировалась шина 27x4.

    Одноместный вариант весил 175 кг, достигал максимальной скорости 95 км/час и расходовал 5 – 6 литров/ 100 км бензина. Уже тогда мотоцикл был покрашен красной краской с желтыми украшающими линиями, эта комбинация стала характерной для всех мотоциклов Jawa.

    Кроме того проявились конструкционные ошибки, прежде всего ломалась передняя вилка. Поэтому у второй серии передняя вилка была переработана и рама собиралась из прессованного листа. Изменилась передняя фара, взамен старой цилиндрической фары монтировалась новая от фирмы Bosh с регулируемым параболическим зеркалом.

    Третья серия отличалась новым глушителем. Вместо исходной формы „граната“ у нее монтировался наконечник в форме „хвост рыбы“. На бензобаке был уже овальный знак Jawa. Ходовые свойства улучшились благодаря новой четырехступенчатой коробке передач, за неё надо было дополнительно платить.

    Экономический кризис в то время ограничивал производство, мотоциклы были тяжелые и дорогие. Поэтому не удалось развернуть крупносерийное производство, но всё-таки до 1931 года продалось 1 016 штук, что в то время считалось хорошим результатом.

    Благодаря мощному двигателю к мотоциклу часто прикрепляли коляску. Коляска была оснащена тормозом колеса, ножной рычаг которого находился рядом с рычагом тормоза мотоцикла. Водитель мог тормозить или оба колеса сразу, или только одно. Хотя мотоцикл Jawa 500 OHV был тяжелым, его надёжность была очень высокая.

    b9e03ba113b1.jpg

    В 1932 году еще чувствовался экономический кризис. Мотоцикл по 15 000 крон представлял для покупателей недоступную роскошь. Многим предприятиям пришлось свернуть производство, как например фирме Premier из Хеба (Чехия), которая начала сове производство с 1908 г. и до 1930 г. продала 4000 мотоциклов.

    Jawa в этих условиях начала выпускать мотоцикл 175 сс. „Самый лучший мотоцикл за мало денег“ – провозглашал рекламный слоган. Простой, красивый мотоцикл был представлен на Пражском автосалоне. Его цена 4 650 крон была невероятно низкая, на одну треть ниже по сравнению с другими мотоциклами этого класса.

    Для того, чтобы выпускать эти мотоциклы ещё в 1932 г., купили в Англии у фирмы Villiers не только двигатели, но и коробку передач, ступицы колёс, тормоза, магнетогенератор, фару, карбюратор и цепь.

    Мотоцикл выглядел очень компактно, просто и красиво, да ещё и спортивно. В глаза бросалась выхлопная система, обе выхлопные трубы соединялись в одно сильное выхлопное колено, из которого выходила одна труба без глушителя.

    Уже в 1933 г. резко снизился импорт деталей и началось производство по английской лицензии. В мотоциклы были монтированы исключительно английские магнето, карбюратор и цепь.

    [​IMG]

    Руководство Явы решило, что между двухтактным мотоциклом 175сс и четырехтактным 500сс большой разрыв, и начали думать как его лучше заполнить. Оказалось, что нужен мотоцикл класса 350сс.

    Уже в 1931 году, ещё перед выпуском Виллиерсы, об этом шла речь. Ява 350 должна была заменить Яву 500 и предназначалась для очень требовательных покупателей. Прототип этого мотоцикла был представлен на Пражском автосалоне в 1934 г. У него была штампованная двойная треугольная рама с штампованной передней вилкой подрессоренной центральной витой пружиной и большой бензобак.

    По тем временам Ява спроектировала свой мотоцикл со множеством замечательных элементов.

    У двигателя SV был электрический стартер-генератор, коробка передач находилась близ заднего колеса и приводилась валом как у Явы 500. Испытания прошли хорошо, но с точки зрения серийного производства эти решения обошлось бы слишком дорого. Но с дорогим мотоциклом „у Янечка“, так народ называл фабрику, уже был плохой опыт.

    Построить второй собственный мотоцикл опять не удалось, но по другой причине – с точки зрения конструкции никаких претензий не было, но цена этой Явы 350 равнялась цене Явы 500.

    В 1934 г. всё-таки расширили производственную программу и начали выпускать Яву 350, но совсем традиционной конструкции.

    У нее был вертикальный одноцилиндровый двигатель SV, охлаждаемый воздухом, объёмом 346сс (70 x 90), мощность 8,8 кВт (12 лс) и степень сжатия 5:1. Четырехступенчатая коробка передач управлялась рукой или ногой. Заднее колесо приводилось цепью.

    [​IMG]

    В годы войны производство мотоциклов было свернуто, завод работал на военную и оборонную промышленность, а в 1946 появился первый мотоцикл послевоенной эпохи, с инновационной на тот момент конструкцией, Ява-250 мод. 353.

    [​IMG]

    Для рынка Западной Германии и Австрии изготавливались немного другие мотоциклы. Отличительной особенностью мотоцикла является серийно установленные защиты двигателя и заднего колеса, а так же защитные щитки для ног. Также, мотоцикл штатно оборудован указателями поворотов, что было обусловлено дорожными нормами безопасности западных стран.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Большинство моделей, выпускавшихся в 60-70-е, восходили к базовым моделям 1946 и 1948 годов с объемом двигателей 250 и 350, модернизации не затрагивали основных конструктивных особенностей.

    В 1974 году был начат выпуск моделей с улучшенными ходовыми характеристиками, более устойчивых и предназначенных для поездок по сложным трассам. Объемы производства существенно сократились в начале 90-х, после развала Союза, раздела Чехословакии и прекращения импорта Явы в Россию.

    С 2005 года Ява выпускает мотоциклы с двигателями большего объема. Среди них ретро-чоппер Ява 650 Classic,

    [​IMG]

    городской мотоцикл Jawa 650 Dakar,

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 4 янв 2019
  2. Stalker

    Stalker Админ Команда форума

    Сообщения:
    1.137
    Симпатии:
    436
    Баллы:
    83
    Адрес:
    Минск
    Неполная подборка модельного ряда мотоцикла Ява (Jawa):

    [​IMG]
    1929 - JAWA 500
    [​IMG]
    1932 - JAWA 175cc Villiers
    [​IMG]
    1934 - JAWA 350 SV
    [​IMG]
    1935 - JAWA 250 Special
    [​IMG]
    1935 - JAWA 350 OHV

    [​IMG]
    1937 - JAWA 100 Robot
    [​IMG]
    1939 - JAWA 250 Duplex
    [​IMG]
    1952 - JAWA 500 OHC
    [​IMG]
    1954 - JAWA 50 Pionyr
    [​IMG]
    1957 - JAWA 150cc
    [​IMG]
    1958 - JAWA 50 Jawetta
    [​IMG]
    1973 - JAWA 634

    [​IMG]
    1984 - JAWA 638-5-00
    [​IMG]
    1987 - JAWA 638-0
    [​IMG]
    1971 - Jawa Bizon Type 623
    [​IMG]
    1980 - Jawa Ice Racer
    [​IMG]
    1986 - Jawa 500 (Rotax)
    [​IMG]
    1988 - Jawa 350 Type 632
    [​IMG]
    1994 - Jawa 350 Type 639 (Choper)
    [​IMG]
    1994 - Jawa 350 Type 640 (Sport)
    [​IMG]
    1998 - Jawa 350 Type 639 Custom
    [​IMG]
    1998 - Jawa 350 Type 640 (Sport Aero)
    [​IMG]
    2001 - Jawa 350 Type 640 (Basic) 2001
    [​IMG]
    2004 - Jawa 650 (Bizon)
    [​IMG]
    2005 - Jawa 650 (Styl)
     
  3. Stalker

    Stalker Админ Команда форума

    Сообщения:
    1.137
    Симпатии:
    436
    Баллы:
    83
    Адрес:
    Минск
    Всего было 47 моделей мотоцикла «Ява» (Jawa)
     

Поделиться этой страницей