1. Уважаемые ГОСТИ форума. Для Регистрации необходимо: 1. ПРОЙТИ РЕГИСТРАЦИЮ 2. НАПИСАТЬ на адрес customclubbelarus@gmail.com свой НИК (логин) для активации админом.

Подарок Бабы Лизы, или Заплыв за буйки по взлётной полосе...

Тема в разделе "История мотоциклов", создана пользователем oldtimer, 11 мар 2018.

  1. oldtimer

    oldtimer Ценитель Команда форума

    Сообщения:
    423
    Симпатии:
    458
    Баллы:
    63
    Итак, четвёртого августа 1900 года, в самом начале ХХ века, в английском городке Лондон, что до сих пор является столицей Британской империи, в семье шотландского дворянина Клода Джорджа Боуз-Лайона родилась девочка. Обычный такой, воспитанный ребёнок, который не лапает что попало своими ручками. (Это я заявляю потому, что с руками у неё было всё в порядке до самой смерти в 2002 году). Так вот, умница Лиза (так звали девочку) в пятилетнем возрасте, на каком-то семейном празднике сняла ложечкой красивые засахаренные вишни от тортика и угостила ими скромного заикающегося мальчика по имени Альберт. Видимо дети понравились друг другу, иначе через пятнадцать лет Альберт не сделал бы Лизе предложение выйти за него замуж. Девушка сперва отказала, но через пару лет дала согласие. Они поженились в 1923 году. Через три года у них появилась прелестная дочура, которую в честь мамы тоже нарекли Елизаветой. Потом родилась вторая доча (Маргоша), и счастливые родители были просто олицетворением прекрасной традиционной семьи. Прошло несколько безмятежных лет, и внезапные перемены существенно изменили социальный статус этой британской семьи. Дело в том, что братан Альберта — Эдик, вдруг спутался с какой-то блудливой, дважды разведённой американкой (если интересно — Уолисс Симпсон), и бросил работу. Теперь отдуваться за брата пришлось Альберту Георгиевичу. И поскольку его непутёвый братишка был не колхозным бригадиром, а Королём Британской Империи, то соответственно и наша милая парочка стала именоваться "Король и Королева Великобритании, Ирландии и Британских доминионов, Император и Императрица Индии". Стало быть, Альберт отныне сменил имя в паспорте на "Георг №6", a Лиза превратилась в Елизавету I. …Правда интересно? Теперь Вы спросите, к чему этот экскурс в прошлое родителей нынешней Королевы Елизаветы-II ?! Так ведь к мотоциклам это имеет самое прямое отношение. Вернее к БРИТАНСКИМ МОТОЦИКЛАМ в СССР.
    Знаете, кого Адольф Алоизович называл "самой опасной женщиной Европы"? Правильно — королевская семья стала символом борьбы с фашизмом, и категорически отказалась покинуть Лондон. Дочки по мере сил помогали армии, старшая Лиза лично крутила баранку армейского автомобиля (не Студебеккер конечно, но ведь "не царское это дело…"). В общем, вели себя достойно, мужественно и правильно.
    А тем временем запахло порохом и на советских границах. Агрессор вторгся в пределы нашей Родины, и успешно продвигался к Москве. Жареный петух (не путать с Мото Гуцци!) вовсю клевал в головы, спины и ниже советское руководство. Не хватало множества самых необходимых вещей. Грубо говоря, война — это постоянный перманентный кризис. И предвидя это, ещё ДО войны товарищ Сталин договорился с капиталистами Англии и США о поставках военных материалов, оружия, машин, самолётов, продовольствия и прочая, прочая, прочая… Но мы не станем мусолить тонны сгущёнки, алюминия, противотанковых базук и другой полезной на войне лабуды, которой нас снабжали в годы войны американцы. Нас с Вами интересуют мотоциклы. Совсем кратко — из Соединённых штатов было отгружено 35170 мотоциклов. В основном это был легендарный "Либерэйтор" — Harley-Davidson WLA-42 (26000 штук) и Indian 741-B, числом менее пяти киломотоциклов.
    1.jpg
     
    Stalker нравится это.
  2. oldtimer

    oldtimer Ценитель Команда форума

    Сообщения:
    423
    Симпатии:
    458
    Баллы:
    63
    Адепты истории ленд-лиза утверждают, что были и другие мотоциклы. Германские подводники благополучно пустили ко дну 1870 байков, вместе с кораблями, на которых это добро шло в наши порты. На этом я заканчиваю статистическое отступление, и перехожу непосредственно к мотоциклам британского происхождения…
    Самым распространённым (основным) военным мотоциклом Великобритании в те годы был надёжный, неубиваемый BSA WM-20. Нижнеклапанная пятисотка производилась на оружейных заводах в Бирмингеме (кстати, город-побратим Минска!). Не могу сказать, что этот мотоцикл имеет самую крепкую раму, или самую комфортную подвеску. Он не самый быстрый и не самый лёгкий. Зато простой "как грабли", и совершенно неприхотливый к обслуживанию и условиям эксплуатации. По личному опыту знаю, что ездит и на солярке — достаточно только завести его на бензине, а потом уж не заглушишь иначе, чем упереться в стену… Но это к делу не относится. Так вот этих самых военных БСА было наклёпано больше 120 тысяч. Больше, чем "харлеев"! Что же стало с эдакой армадой мотоциклов? И почему США поставляли свои "валуи" самой мотоциклетной нации в мире? Не станем забывать, что Британия была огромной Империей, а это значит, что масса техники колесила у "Чёрта на рогах", без всяких шансов когда-либо вернуться в Европу. Помимо колоний были ещё и доминионы — например Канада. Их тоже нужно было "подсаживать на колёса". Отдельная статья — союзники. Той же Франции нужно было помогать, ибо потешные поделки французских мотостроителей без нецензурной лексики никакое перо не в состоянии описать! И вот как раз с жабоедами вышел конфуз… Вооружённая до зубов, сидя в неприступных укреплениях "линии Мажино", французская армия ожидала немецкого нападения. Но, выражаясь понятнее — фюрер не стал по правилам "пробивать" готового к обороне боксёра, а саданул сапогом по яйцам… Германские моторизованные соединения обошли оборону французов и устремились к Ла Маншу. И всё рухнуло! Схватив ноги в руки, английские войска вместо помощи Франции кинулись обратно к побережью. Рядом тяжело сопели галопирующие потомки д'Aртаньяна и кардинала Ришелье, а в спину незадачливым "марафонцам" дышали жаром немецкие танки, регулярно подбадривая отступающих пулемётными очередями...
    Но примчавшись к самому синему морю, наши незадачливые мушкетёры, гвардейцы кардинала и даже солдаты герцога Бэкингема, не могли даже доплыть до буйков, не говоря уж о преодолении пролива целиком. Редкий мотоцикл доплывёт до середины Ла Манша… А озлобленные тевтонские рыцари твёрдо намеревались навалять нешуточных пендалей. Тем временем наш старый знакомый — Жора №6, призвал всех англичан, у которых есть хотя бы двухместный надувной матрас, приплыть в назначенное время к Дюнкерку и спасти на своём корыте хоть одного солдата! Призыв был услышан. Грандиозный флэшмоб образца 1940 года явил миру прекрасный пример спасения целой армии. Между тем, англичанам было не до эвакуации военных запасов. А назапасили они ох, как много! И фашисты в качестве бонуса собрали богатый урожай трофеев. Под загребущие нацистские руки попали и мотоциклы. В результате войска, благополучно вернувшиеся на английскую землю, были вынуждены некоторое время перемещаться по ней со скоростью македонских фаланг. А потом грянула мобилизация! В "военные" зачисляли любые мотоциклы, какие только можно было покрасить в защитный цвет — значит все. Эта разношерстная и пёстрая масса и колесила под знамёнами антигитлеровской коалиции по всем театрам военных действий. …и вот тут пора бы воскликнуть: "Так каким боком тут "Баба Лиза"?"
    А теперь, про королеву Елизавету-I… Как Вы все знаете, договор о военной помощи (Ленд-лизе) первоначально имел только одного "фигуранта" — США. Но в 1942 году товарищ Сталин резонно заметил, что наживать грыжу за весь кодляк он не желает, и если ссыкливые "подельники" по антигитлеровской коалиции менжуются с открытием Второго фронта, то пускай волочат хомут другим способом. Так был подписан протокол о поставках и от союзников. В том числе из Великобритании. Английские самолёты, танки (УГ, если честно), радиостанции и проч, проч, проч шли морем в Мурманск. Но во всей этой массе грузов нам интересен мотоциклетный компонент. Так вот, поскрёбши по сусекам, насобирали 1720 мотоциклов. Отдадим дань правде — это не только английский, но и канадский вклад в общую победу. Итак, победоносное количество (см.выше) , по большей части "немного б/у" мотоциклов британского производства, поступивших для Красной Армии в 1942 году, принято называть "Подарок английской Королевы". Становлюсь на одно колено, и склоняю голову… Спасибо, тётя Лиза! Действительно — самая искренняя благодарность всему английскому и канадскому народу! И фиг с ними, с мотоциклами — ведь наши страны вместе воевали против сильнейшего противника. И победили! А что касается конкретного вклада в Победу, то за каждую союзническую пуговицу и пачку яичного порошка Советский союз сполна расплатился золотом, только бывшие соратники не больно-то любят это вспоминать…
    В "Подарке" основными мотоциклами были естественно новые BSA WM-20, но и кое-что другое производили британские заводы, и мобилизовывали британские военкоматы. Помимо всевозможных AJS, Matchless, Triumph Velocette и Norton мелькали в небольшом числе и байки легендарной фирмы — Ariel. Как правило, "годным к воинской службе" в те годы признавали нижнеклапанные малооборотистые моторы, рабочим объёмом не менее 500 кубических сантиметров. Это позволяло использовать в качестве топлива практически любые помои с запахом бензина. Исключением были германские мотоциклы, в большинстве своём работающие на октане не ниже "74" (до сих пор многие считают "OZ 74" номером двигателя на немецких моторах). Но о немцах не в этот раз…
    Наш герой — мотоцикл благородных кровей. С родословной никак не хуже, чем у "девочки Лизы 1900-го года рождения". Всякие интересные факты Вы легко отыщете в паутине и без моего участия, а мне предстоит познакомить Вас с настоящим английским аристократом (мотоциклетным, конечно), который обязан своему появлению именно военному лихолетью. Знакомьтесь — ARIEL NG 350.

    2.jpg 3.jpg

    Этот прекрасный мотоцикл может гордиться своим великим предком - Ариэль Рэд Хантер 500.

    4.jpg Ariel-Red-Hunter.JPG
     
    Stalker нравится это.
  3. oldtimer

    oldtimer Ценитель Команда форума

    Сообщения:
    423
    Симпатии:
    458
    Баллы:
    63
    Повсеместно это название переводится, как "Красный охотник", что близко, но не совсем правда. Реально нужно называть его "Красная борзАя", от породы гончих собак. Ведь всегда гордостью марки были достижения в спорте и скоростных гонках. Ну кто ещё мог похвастать в 1932 году, что на СЕРИЙНОМ мотоцикле разгонится до 100 миль в час?! Приведу пример. В послевоенном Минске некий отставной офицер-лётчик решил развлечься и узнать "а сколько же сможет выжать английский мотоцикл по взлётке?" Из транспортного самолёта, следовавшего из поверженной Германии в среднюю полосу России, под взгляды зевак выкатили красный, как Знамя Победы мотоцикл. Бензобак сиял хромом, и будоражил воображение целым набором приборов, включая в себя часы, спидометр, манометр и замок зажигания. Изящные изогнутые вверх трубы придавали сходство с мощной, но недоступной и желанной многими мотоциклистами немецкой NSU 601-OSL (что впрочем было равносильно спортивному Нортону, но об этом в другой раз). Непривычное расположение педалей тормоза и переключения передач напрягало не многих, так как научившись кататься на американских мотоциклах, человек мог ездить на любой двухколёсной технике. Откуда в фашистском логове взялся такой аппарат, история умалчивает, а вот продолжение эксперимента нам более интересно… Решив, что самый лучший мотоцикл ездит не быстрее самого медленного аэроплана, наш "сталинский сокол" с оптимизмом думал, что уж с таратайкой на двух колёсах он управится не хуже, чем с боевым самолётом. И вот без лишней помпезности, без сисястых девок и флагов "в шашечки", мужчина повернул ручку газа. Нужно заметить, что полёт на истребителе и езда на мотоцикле по взлётной полосе имеют много общего. Но есть и некоторое отличие. Например, нельзя взлететь над препятствием, "взяв штурвал немного на себя"… Итог предсказуем: Упал… Потерял сознание… Закрытый перелом… Очнулся — гипс. Позднее потерпевший вспоминал, что разогнался совсем немного — до 90. Но спидометр-то в милях. И значит на скорости "за сто сорок" нужно было крепче держать руль. В результате сильно пострадал мотор — насквозь продрало крышки с обоих сторон, и по мелочи поцарапало-погнуло жестянки. Имидж воздушного аса пострадал более всего. От греха подальше, сумашедшую мотоциклетку было решено "сплавить" какому-нибудь придурку. Он не замедлил с появлением, и после некоторого делового обсуждения эквивалента разбитой машине, откатил истекающий маслом мотоцикл в аэродромный ангар… Спустя некоторое время были изготовлены самодельные алюминиевые крышки ГРМ и моторной передачи, в таком виде мотоцикл эксплуатировался почти сорок лет. До 1985 года у Ариэля был единственный владелец, но потом постаревший М. уступил под напором "молодых энтузиастов" — так Ариэль появился в нашей коллекции. (замечу, что реставрация ещё не начата)
    5.jpg 6.jpg 223_5907.JPG IMG_0001.JPG
     
    Последнее редактирование: 11 мар 2018
    Stalker нравится это.
  4. oldtimer

    oldtimer Ценитель Команда форума

    Сообщения:
    423
    Симпатии:
    458
    Баллы:
    63
    Так вот, новое приобретение ведёт родословную от Рэд Хантера, и отличается лишь некоторыми мелочами. Стала крепче рама, за счёт добавления усилителей и косынок. Чуть приподняли клиренс. Для упрощения, убрали из бензобака приборы. Правда "остатки былой роскоши" в виде хрома, немного диссонируют с армейским назначением машины, но ведь краска "хаки" может чему угодно придать стиль "милитари"!
    10.jpg 11.jpg
    Без сомнения, появление в хозяйстве второго Ариэля даёт огромный стимул к восстановлению обоих красавцев. В планах уже расписано заняться этим через пару лет, совместно с BSA WM-20 и Velocette MAC-350. Поясню. В силу многих причин, реставрация английских мотоциклов очень непростая работа. Нужно "переключить мозг" на дюймовые размеры. Мало того — и инструмент нужен особый. Речь не о гаечных ключах (хотя и они нужны) многие дюймовые резьбы не стандартные, а со специальным шагом, и изготовление плашек, метчиков, развёрток, притиров и т.д. т.п занимает уйму времени и средств. Да и запчасти, в случае нужды, не купишь в ближайшем магазине — при фразе: "мне нужен дюймовый подшипник", продаваны теряют дар речи, а потом теряют чувство реальности, называя цену.
    Вот такая история о двух Ариэлях, двух британских мотоциклах, из которых "Подарком" можно считать лишь один, а другой английская Королева уж точно никакому штурмбанфюреру не дарила, и только Красная армия восстановила историческую справедливость, отобрав у немецко-фашистских захватчиков не причитающуюся им вещь, злодейски прихваченную мародёрами на пляже Дюнкерка…
    Напоследок забавный вопрос. Как Вы думаете - от какого мотоцикла двигатель я поставил рядом с Ариэлем??? Подскажу, что его марку Вы знаете с детства)))
    213_4112.JPG 7.jpg

    Всего Вам самого лучшего! Извиняйте за "многа букв". Крепче держите руль, и не пытайтесь перед препятствиями чуть-чуть взлетать…

    P.S. И вот касательно военной помощи. Никак не могу втемяшить — ну куда же в годы военного лихолетья девали СОРОК МИЛЛИОНОВ таблеток "Cola" наши славные части НКВД???? В распоряжение которого эти самые таблетки в основном и попали?
     
    Последнее редактирование: 11 мар 2018
    Stalker нравится это.
  5. Nik

    Nik Свой человек

    Сообщения:
    79
    Симпатии:
    103
    Баллы:
    33
    Напоследок забавный вопрос. Как Вы думаете - от какого мотоцикла двигатель я поставил рядом с Ариэлем??? Подскажу, что его марку Вы знаете с детства)))

    на ИЖ-12 вроде похож..
     
  6. oldtimer

    oldtimer Ценитель Команда форума

    Сообщения:
    423
    Симпатии:
    458
    Баллы:
    63
    Да, действительно - это ИЖ-12. В "девичестве" Л-8.
    . 213_4110.JPG
     
    Stalker и Nik нравится это.
  7. Rubi

    Rubi Свой человек

    Сообщения:
    73
    Симпатии:
    61
    Баллы:
    18
    Очень хороший рассказ. Спасибо Дмитрий, хотелось бы больше историй
    как мотоциклы попадали к вам.
     
    Stalker нравится это.

Поделиться этой страницей